Майоль

Майоль
, Аристид (Maillol, Aristide) 1861, Баньюль-сюр-Мер, Русийон — 1944, Перпиньян. Французский скульптор. Родился в семье виноградаря, с отроческих лет занимался рисованием и живописью. Обучался в Париже, в Школе изящных искусств у Жерома (1881—1883) и в Школе декоративных искусств у Кабанеля (1883—1887). Начинал свою карьеру как живописец, примыкавший к группе "Наби". В 1893—1895 занимался созданием гобеленов в собственной мастерской в Баньюле, затем обратился к керамике и мелкой пластике. С 1900 посвятил себя скульптуре. С самого начала определилась приверженность мастера классической форме в ее каноничных проявлениях — обнаженная женская фигура в разных позициях. Сидящая фигура Средиземноморье (1902—1905, Париж, музей Орсе) овеяна воспоминаниями о ранней греческой классике. Отказываясь от атрибутов и многословной патетики академического искусства, Майоль передает аллегорическое содержание посредством задумчивой позы и стилевых отсылок к истокам европейской культуры (другое название скульптуры — Мысль). Выполненная по заказу И. А. Морозова статуя Помона (1910, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Париж, сад Тюильри) олицетворяет осеннее плодородие в крепких, округлых объемах женского тела и жесте дарения яблок. В относящейся к тому же циклу времен года Флоре (1911, Винтертур, Музей искусств; Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) весеннее цветение передано в стройных пропорциях юного тела и легкой дрожи облекающих его драпировок. При круговом обходе статуи Иль-де-Франс (1910—1932, Париж, сад Тюильри) выражение спокойного величия сменяется динамикой шага и пружинистого изгиба корпуса, оттянутого назад кольцом сомкнутых рук. Выполняя статуи с живых моделей, Майоль стремился не к отвлеченной идеализации, а к поиску гармонии в самой натуре. В монументальных работах Майоля классический канон наполняется ассоциациями, заданными темой памятника. В памятнике Луи Огюсту Бланки, под названием Скованная сила (1905—1906, Пюже-Теньер), мощная женская фигура со связанными за спиной руками движется широким шагом и круто разворачивается в попытке освободиться от пут. Памятник Полю Сезанну (1912—1925, Париж, сад Тюильри) — образец т. н. пейзажных скульптур Майоля. Покоящаяся на драпировках женская фигура с растительной веткой в руке лишь слегка отступает от классических образцов, но именно эти отклонения — скольжения полусогнутых, расходящихся ног, невесомость опорной руки — создают ощущение волнистого ландшафта. В 1908 Майоль посетил Грецию. Памятники античности, особенно ранней классики и архаики, расширили его представление о первоистоках европейской культуры и укрепили веру в животворность классической традиции. В 1910—1913 он создает ксилографические иллюстрации к произведениям античных авторов (к Эклогам и Георгикам Вергилия, к Искусству любви Овидия, к Дафнису и Хлое Лонга). На протяжении всей жизни скульптор оставался верен раз избранным мотивам, достигая выразительности тонкими средствами варьирования пропорций, поз и жестов фигур. Поток падающих драпировок в фигуре Сены (1921, Париж, Нац. музей современного искусства) вызывает образ полноводной реки, а склоненная фигура Скорби (памятник павшим в Сере, 1921—1923) пробуждает воспоминания о древнегреческих надгробных стелах. В Памятнике Клоду Дебюсси (1930, Сен-Жермен-ан-Ле; Париж, Музей Майоля) идея музыки передана гармоничными линиями присевшей фигуры и плавным движением рук, расходящихся в такт мелодического напева. Самый крупный мемориал Майоля — Памятник павшим в войне, воздвигнутый в Баньюле (1930—1933). В центре горизонтальной стены, выложенной из каменных блоков, располагается горельефная фигура умирающего воина, а в боковых выступах — фигуры скорбящих, заключенные в раму, наподобие композиций аттических стел. В неустойчивой позе падающего бойца точно передано состояние перехода от жизни к смерти, момент погружения в забытье, а фланкирующие центральную фигуру группы плакальщиц соотносятся с погребальными ритуалами, с древними хоровыми действами. Сложный мотив падающей, теряющей равновесие фигуры разрабатывается и в "пейзажных" скульптурах 1930-х. Фигура Реки (1938—1943, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Париж, Музей Майоля) словно закручивается в падении, одновременно сопротивляясь ему толчками приподнятых рук. В памятнике погибшим летчикам под названием Воздух (1937—1939, Париж, сад Тюильри) бедро лежащей фигуры едва касается постамента, и ее тяжесть преодолевается движением взлетающих, парящих в пространстве рук и ног. Последние четыре года Майоль упорно работал над статуей Гармония, оставив ее незавершенной (1940—1944, Париж, Музей Майоля). В ней он стремился к совершенству идеальных форм, выведенных из наблюдения живой модели — натурщицы Дины Вьерни. Значение Майоля в искусстве XX в. определяется тем, что в бурный период подъема авангардистских движений он сумел продолжить классическую традицию, наполнив ее каноны новым содержанием, почерпнутым из живой природы и современной действительности.
Лит.: Терновец Б. Н. Аристид Майоль. М., 1935; Петрочук О. Аристид Майоль 1861—1944. М., 1977; Frere H. Conversation de Maillol. Geneve, 1956; Grand-Chastel P. M. Maillol. Paris, 1969; Chevalier D. Maillol. Paris, 1970.
В. Крючкова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Майоль" в других словарях:

  • Майоль — Майоль: Майоль Клюнийский католический святой, аббат Клюни Майоль, Аристид (Аристид Жозеф Бонавентюр Майоль, Aristide Maillol; 1861 1944) французский скульптор. Майоль, Жак (Jacques Mayol; 1927 2001) ныряльщик, многократный чемпион мира по фри… …   Википедия

  • майоль — я, м. (.. Maillol, Aristide (1861 1944). Фр. скульптор и х удожник. Создал в скульптуре тип мощной и в то же время чувственной женщины. Когда я делал Киевские фрески , там обнаженная натура в мастерской у художника, он мне говорит: Ну , как вы,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Майоль Ж. — Жак Майоль (фр. Jacques Mayol; 1 апреля 1927  22 декабря 2001)  один из величайших ныряльщиков в мире, первым достиг стометровой глубины на задержке дыхания 23 ноября 1976. Многократный чемпион мира по фри дайвингу. Жак Майоль, по национальности… …   Википедия

  • Майоль — (Maillol)         Аристид Жозеф Бонавентюр (8. 12. 1861, Баньюльс сюр Мер, Восточные Пиренеи, 27. 9. 1944, там же), французский скульптор. Учился живописи в Школе изящных искусств в Париже (1882 1886). Испытал влияние П. Э. А. Гогена, был близок… …   Большая советская энциклопедия

  • Майоль А. — «Ночь». 1902. Штутгарт Аристид Майоль (фр. Aristide Maillol, 8 апреля 1861, Баньюльс сюр Мер 27 сентября 1944, там же) французский скульптор и живописец каталанского происхождения. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Майоль Клюнийский — Mayeul de Cluny …   Википедия

  • Майоль Аристид Жозеф Бонавантюр —         (Maillol) (1861 1944), французский скульптор. Учился живописи в Школе изящных искусств в Париже (1882 86). Испытал влияние П. Гогена, был близок к группе наби . Со второй половины 90 х гг. самостоятельно обратился к скульптуре, создавая… …   Художественная энциклопедия

  • Майоль Аристид Жозеф Бонавентюр — Майоль (Maillol) Аристид Жозеф Бонавентюр (8. 12. 1861, Баньюльс сюр Мер, Восточные Пиренеи, ‒ 27. 9. 1944, там же), французский скульптор. Учился живописи в Школе изящных искусств в Париже (1882‒1886). Испытал влияние П. Э. А. Гогена, был близок …   Большая советская энциклопедия

  • МАЙОЛЬ (Maillol) Аристид — (1861 1944) французский скульптор. Гуманистическое содержание воплотил в гармоничных, пластически обобщенных, четких по силуэту символических статуях женских обнаженных фигурах ( Средиземноморье , 1901 05; Река , 1939 43) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Майоль, Аристид — Аристид Майоль …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»